Философия информации и коммуникации. Часть 2 – Коммуникация

Понятие информации тесно связано с коммуникацией. Информация является содержательной стороной коммуникации, однако понимание коммуникации не должно сводиться только к средству передачи информации.

Термин коммуникация появляется в литературе в начале ХХ века и означает, прежде всего, средство связи любых объектов. Достаточно быстро этот термин приобретает социокультурный смысл, связанный со спецификой обмена информацией в социуме.   Проблема коммуникации стала одной из центральных тем, обсуждаемых в современной философии.  Понимаемая как общение и обладающая связующей функцией, коммуникация в определенной мере является системообразующим фактором развития общества и культуры в целом. Несмотря на наличие различных школ коммуникативистики, нет четкого определения «коммуникации». Это может быть связано как со сложностью объекта, так и с тем, что исследованиями в этой области занимаются представители различных наук, подстраивая определение под свою деятельность. Различными исследователями выделяются несколько дисциплинарных подходов к теории коммуникации: риторический, который рассматривает коммуникацию как практическое искусство дискурса; семиотический, в котором коммуникация исследуется как система знаков; феноменологический, который изучает способы  организации общения между людьми, диалог; кибернетический, для которого коммуникация – это процесс обработки и передачи информации; социопсихологический – коммуникация как способ воздействия на поведение человека, групп людей; общества в целом, опираясь на знание психологии; социокультурный – согласно которому коммуникация рассматривает создание или воссоздание общественного порядка, взаимодействие людей в социуме; критический  подход – предметом исследования является отражение дискурса.

Мы живем в эпоху «тотальной коммуникации». Как пишет О.Ю. Суслова: «Современное взаимодействие человека с миром предельно интенсифицировано технической возгонкой информационных потоков. Реактивность обмена информационными единицами, квантами сообщения создает сегодня ощущение потока, в который трудно войти, но из которого и трудно выйти с уцелевшим, неизменившимся сознанием». Если человек не успевает улавливать скорость изменения мира он неминуемо теряет ощущение современности, существующей в высоких скоростных режимах коммуникации – информационной, транспортной, деловой и, наконец, межличностной.

Объективируя желание расширять, упрощать, изменять коммуникативные стратегии, средства массовой коммуникации втягивают человека в необходимо новый ритм психической, физической, ментальной активности, который производит новый тип коммуникационного пространства.

Выход технических комплексов средств связи за пределы планеты, космизация средств массовых коммуникаций свидетельствует о том, что социальные потребности в общении, обмене информацией уже стали глобальными и космическими. В этом одна из характернейших черт современного переворота в развитии коммуникативно-информационной деятельности общества и соответствующих технических средств связи.

Все наши рассуждения были направлены на одну цель – показать, что «информационно-коммуникативная реальность» имеет право на существование в научном и философском плане. Это не искусственное интеллектуальное построение, а выражение той взаимосвязи информации и коммуникации, которая присутствует на сегодняшний момент. Имеет смысл говорить именно о новом образовании – информационно-коммуникативная реальность. На основании проведенного нами анализа можно предложить следующее определение исследуемому понятию. Информационно-коммуникативная реальность – это искусственно созданная с помощью электронно-технических средств реальность, возникающая с развитием новых технологий и оказывающая огромное влияние на социокультурные явления современного мира.

История человечества – процесс усложнения средств коммуникации, увеличение и ускорение способов передачи информации, различной по своему содержанию, но имеющей главной целью укрепление связей между людьми, как отдельными индивидами, так и большими социальными группами. Человек – существо социальное, потребность в общении заложена природой. Коммуникация дает возможность, а во многом и обуславливает жизнь человека в качестве общественного существа.

Развитие средств связи имеет длительную историю. Язык – первейший сложный аппарат, обеспечивающий возможность общаться с другими людьми. Вопрос о природе, происхождении языка чрезвычайно сложен, и мы не будем акцентировать на этом свое внимание. Главное это то, что язык позволяет обеспечивать коммуникацию. «Язык – это хорошо организованная система сигналов, взаимосвязанные элементы которой – знаки – обеспечивают возможность кодирования информации различных видов, в том числе и сложносистемной». Однако действие языка как речи пространственно и временно ограничено. Речь слышна и понятна на определенном расстоянии, зависящем от физических способностей человека.

С расширением границ племени требовался другой способ передачи информации, преодолевающий ограничения речи. Так, например, для предупреждения об опасности стали использоваться различные сигналы: дым от костра, отраженный свет, сигнальный огонь, барабанный бой, звуки духовых инструментов и т.д.

Способы передачи информации менялись с ходом времени. Вехой стало изобретение письменности. Письменность позволила преодолеть временные ограничения речи, сохраняя информацию на века. Изобретение письменности позволило усложнить характер информации, которую можно было передавать на некотором носители (выделанная кожа, папирус, бумага и т.д.).

Опубликовано в Реальность | Тэги: , | 3 комментариев

3 комментария на «Философия информации и коммуникации. Часть 2 – Коммуникация»

  1. cammiff:

    ай да молодец! спасибо )

  2. briz:

    Развитие средств коммуникации происходило под влиянием исторических преобразований в обществе и государстве. Хотя и само развитие этих средств внесло отпечаток в жизни людей. Резкое изменение произвел интернет, именуемый Маклюэном «Глобальная деревня. Импульсаризм. Дииметрий

  3. Снпч:

    Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>