Основные тенденции эволюции духовных и мировоззренческих ориентиров правосознания современного российского общества

В ХХI в. прогрессивное гуманистическое мировоззрение, ценности которого являются ориентиром для развития общественного правосознания, получило две специфические черты, одна из которых – это устремленность к предельному осуществлению не какой-либо одной из основных духовных ценностей, как это было раньше, а проявление их в системной взаимосвязи, где в качестве системообразующего элемента выступают принципы гуманизма. Вторая черта прогрессивного гуманистического мировоззрения выражается в признании необходимости интеграции на основе общечеловеческих духовных ценностей различных типов общества, имеющих свои специфические социальные и правовые идеалы. Следствием современного интеграционного процесса стали мировоззренческие «сдвиги» внутри правосознания человечества под влиянием традиционного мировосприятия (в философии права, например, усилился рационализм, возрос интерес к исследованию проблем человека как личности, имеющей определенный правовой статус и др.).

В последнее время произошли неизбежные духовно-ценностные сдвиги в правосознании российских граждан. Налицо массовая реакция психологического оттор­жения не только юридических ценностей прошлого, но и настоящего. Она удобна не только в поисках «внутреннего равновесия», но и в возведении новых культов жизни, в поощрении (что не может не трево­жить) различных форм варварства в отношении к юридическому статусу личности и ценностям правовой культуры. Девальвация духов­ных ценностей, как и девальвация ценностей правовой культуры вообще, – характерная примета нашего времени. И это происходит в стране с богатыми культурными традициями.

Чтобы избежать негативных сценариев социального развития, России необходимо искать пути духовного и социально-экономического возрождения. В процессе социально-правового реформирования она не должна лишиться того позитивного, чего достигла за многие века своего развития. Ведь Россия обладает той ключевой ценностью, которая составляет одну из положительных особенностей русского народа и это именно та духовная ценность, из-за дефицита которой западное общество входит сегодня в один из самых своих острых кризисов социальности. Это открытый и душевный стиль коммуникации, который дает возможность глубокого сопереживания с другими.

Высшей ценностью современного общества, которая служит главным мировоззренческим ориентиром для формирования общественного правосознания, является право человека на жизнь. Идеал жизни и право на жизнь включает в себя целую систему правовых уста­новлений и нравственных проблем. Жизнь – это не бессмысленное существование, а борьба за наиболее полное раскры­тие созидательных возможностей человека, использование его твор­ческих сил на благо общества. Достоинство жизни, ее высший смысл определяют­ся не только человеком, но и социокультурными обстоятельства­ми его жизни. Полнота жизни зависит от меры свободы и меры юридической защищенности человеческого достоинства.

Несмотря на имеющиеся проблемы, предпосылки по формированию высокого уровня общественного правосознания остаются слабыми в отечественной культуре. Российская интеллектуальная элита занята вы­живанием и самосохранением. При снижении ее традиционных просветитель­ских функций в российском обществе быстро распространяется массовая культура, которая базируется на образцах, характерных для низших и криминальных сло­ев.

В перспективе социокультурная ситуация в российском обществе может ухудшиться, так как в силу вступили рыночные законы, при которых товаром становится буквально все, в том числе тело и душа человека. В наше время возрастает спрос не на всесторонне развитую и нравственно зрелую личность, а на лич­ность «рыночную». Э. Фромм отмечает, что «рыночные личности» должны удовлетворять одному условию – они должны иметь спрос. «Рыночный» человек не заинтересован ни в собственной жизни, ни в собственном счастье, он озабочен только тем, чтобы не утратить способность продаваться. На социокультурный российский фон воздействуют, и во все большем масштабе низкопробные «ценности» рыночной культуры.

Российской духовной и политической элите предстоит выработать для гражданского общества единые гуманистические мировоззренческие ориентиры развития общественного правосознания. В современном российском обществе необходимо формировать гражданскую культуру, которую можно определить как явление, где органически сливаются политические и правовые, нравствен­ные и эстетические ценности жизни человека и общества в целом. Именно это создаст базу для осознания российским человеком своих не толь­ко гражданских, но и общечеловеческих прав и обязанностей.

В правосознании российского общества должен быть зафиксирован один из основных принципов правового государства – ограничение власти государства. Ей положены пределы, которые она не должна переступать. Ограничение власти означает признание ею за личностью необходимых, ненарушаемых прав. Таковыми являются свобода совести, свобода общения, союзов и собраний, покоящаяся на праве неприкосновенности личности. Эти свободы есть неотъемлемое право каждого человека. Там, где их нет, государственная власть имеет насильственный, а не правовой характер.

Отношение публичной власти и российского гражданина не должно быть взаимно безразличным. В правосознании нашего общества должна доминировать идея взаимных прав и обязанностей между индивидом и государством.

Опубликовано в Правосознание | Тэги: , , , , | Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>